Елена Чубенко: И дарит жизнь нам новые сюжеты…

Уже при первом знакомстве с забайкальской писательницей Еленой Чубенко становится понятно, что эта хрупкая женщина обладает твердым жизненным стержнем и непоколебимыми морально-нравственными устоями. Она проста и понятна, как и все ее творчество. Однако эта мудрая простота открывает перед нами удивительный мир человеческой души с ее потаенными глубинами. Среди ее героев обязательно найдется тот, который с тобой на одной волне.

Поводом для встречи, в ходе которой Елена Чубенко поделилась своими мыслями о жизни и творчестве, стало получение ею ежегодной премии губернатора Забайкальского края имени М. Е. Вишнякова в области литературы в 2019 году.

– Елена Ивановна, можете передать ваши самые яркие литературные воспоминания из детства?

– Помню, примерно в восьмилетнем возрасте, я прочла книгу «Восемь голубых дорожек» – о девочке, которая преодолевала себя в бассейне. Это была обычная детская книжица, с довольно банальным сюжетом. В скором же времени мне представилась возможность «попробовать на вкус» настоящую, взрослую литературу. Это была «Даурия» Константина Седова, которую я тайком взяла у отца, Ивана Тимофеевича Капустина. Этот момент смело можно назвать моим маленьким открытием, после которого процесс чтения приобрел для меня особый смысл. Я с упоением «проглатывала» книги, взятые у папы, причем делала это зачастую тайком. Хотя конспиратор из меня выходил неважный. Лучшим моментом для чтения были часы, когда я оставалась дома со своей младшей сестрой и должна была выступать в роли заботливой няни. Однако я до такой степени выпадала из окружающей меня реальности в процессе чтения, что не замечала, как мама, вернувшись с работы, снимала с меня тапочек. Это был своеобразный ритуал, за которым следовало примерно следующее: «Ты опять читала?». «Нет», – отвечаю я виновато. «А почему тапочек в бочке плавает?!».

– Как чаще всего рождаются сюжеты для ваших книг?

– Часто ловлю себя на мысли, что мне трудно назвать себя писателем, поскольку в моем понимании писатель – это человек, который создает вымышленные истории, пишет сказки. Мои же сюжеты и герои рождаются из жизни, из того, что я когда-то услышала, увидела, и мне захотелось об этом написать. А ведь наша забайкальская земля и наши люди – это неисчерпаемый источник характеров и сюжетов. Но не о космосе же мне писать! (смеется). Ко всему прочему, по-настоящему щедрым источником для моего творчества являются истории, когда-то рассказанные мне моими родными. Я уже не говорю о моей бабушке, которая очень много дала мне в эмоциональном плане и повлияла на мое становление.

– То есть развитие событий и финал для ваших героев предопределены? Все как в реальной жизни?

– Конечно же, во всех моих произведениях имеет место художественный вымысел. В результате те житейские истории, которые когда-то происходили с моими знакомыми, друзьями, родственниками, обрастают некими моментами, делающими процесс чтения более увлекательным. И финал может быть иным. Так произошло и в случае с «Солнцем поцелованными», где описывается реальная история моей семьи – прадеда Елисея и прабабки Матрены, которые воспитывали мою маму, так как ее отец погиб на войне. Прототипом же Анюты стала моя тетя, мамина сестра. Основным моментом сюжета стала реальная история, о которой я узнала уже будучи взрослой. Дело в том, что у моего деда Елисея, побывавшего в плену в Германии, там остался сын. Этот момент и стал основой сюжета произведения.

– Кто чаще всего становится вашим первым читателем?

– Если речь идет о коротких рассказах, то здесь в роли первого читателя и критика выступает мой муж, который, кстати, очень строг на оценку. В этом случае он встает у меня за спиной и прямо с монитора компьютера читает то, что я написала. У нас за эти годы выработалась своеобразная «система оценки». Если муж сказал, что это здорово, и на какое-то время удалился к себе с тем, чтобы «переварить» прочитанное и, может даже, сдобрить все скупой мужской слезой (все мы люди), то я с большой долей вероятности могу утверждать, что писала не зря. Кроме того, меня оценивают так сказать «независимые эксперты». Я сейчас говорю о группе «Забайкальское землячество» в «Одноклассниках», в которую я выставляю фрагменты своих рассказов и, как правило, потом читаю отзывы с требованием немедленного продолжения.

– На ваш взгляд, быть писателем – это призвание или все-таки можно отточить свое мастерство?

– Безусловно, совершенно не имея таланта к писательскому делу, трудно заставить читателя тебе поверить. Хотя, на мой взгляд, нельзя недооценивать и момент оттачивания и совершенствования мастерства, которое приходит со временем. Могу в качестве примера привести свои «Дешуланские покосы», которые, вопреки моему мнению, что это слабая вещь, пользуются большой читательской любовью. Почему вопреки? На мой взгляд, очень просто написано, а мои попытки что-либо исправить приведут лишь к тому, что на свет появится совершенно другое произведение. Сравнивая свои ранние рассказы с теми, что пишу сейчас, я полагаю, что слог у меня всё-таки меняется в лучшую сторону. А может, мне так кажется, а читателю вовсе и нет?

Безусловно, этому помогают знания, вынесенные с семинаров, которые я стараюсь посещать. И, конечно же, нельзя не брать во внимание влияние любимых авторов, произведения которых я читаю.

– Кстати, можете перечислить несколько любимых книг?

– На сегодня это Джон Шемякин «Дикий барин», сборник стихов Бориса Макарова, «Перекат» Алексея Казанцева, «Несвятые святые» Тихона Шевкунова, «Акулы из стали» Эдуарда Овечкина, «Не родит сокола сова» Анатолия Байбородина. В общем, список будет внушительный и, наверное, несколько странный. Но самый любимый все-таки Олег Димов.

– В наше время некоторые авторы заимствуют те или иные моменты у своих коллег-современников или же у мастеров слова, живших много лет назад. Каково ваше отношение к этому? Вашу организацию периодически подобные вещи настигают, судя по отзвукам в СМИ, и это вряд ли добавляет ей авторитета.

– Не очень хочется рассуждать на эту тему. Думаю, читатель сам определится, какое произведение ему больше по душе: чьи-то «перепевки», вроде новых песен на старый лад, или же чье-то оригинальное произведение. Что касается авторитета. Можно прижизненно канонизировать какого-то писателя и вывешивать его портрет рядом с портретами классиков, только читателя не обманешь. Я тут недавно увидела стихотворение Ники Черкашиной, мне кажется, как раз об этом:

Кто учил нас так лукавить,
Как пробралась в сердце тля? -
Громко серость стали славить,
Дырки в лацканах сверля.

– Как вы считаете, забайкальская литература жива?

– Конечно, жива... Нет уже наших знаменитых корифеев: Граубина, Седых, Вишнякова, Куренного, горячо любимого мною Димова и других. Но есть другое поколение, пишущее, работающее. Есть потрясающие стихи Ирины Котельниковой, Алексея Казанцева, Елены и Максима Стефанович, Андрея Бабожена, удивительные детские стихи Николая Ярославцева. Есть проза Забайкалья – Борис Макаров, Борис Кузник, Юрий Курц, Роман Амосов, Галина Беломестнова, Олег Петров, Георгий Баль, Галина Беломестнова, Алла Озорнина с ее детскими книгами и другие. Эти литераторы – победители всевозможных конкурсов и просто любимые народом писатели.

На каждого читателя есть свой любимый автор. Просто речь о другом. Литература по всей России, не только в Забайкалье, стала не очень нужна. Дитё еще только лепечет, а ему уже планшет сунули в руки. В итоге в детском саду речь приходится ставить – ребенок порой не умеет говорить, и с ним логопеды занимаются. Чтобы литература жила, любовь к ней нужно прививать с рождения. Сказка у мамочки в руках должна быть, а не гаджет. Если в доме из книг только расчетная книжка за электроэнергию, то ребенку не интересен даже Пушкин, а не только забайкальский писатель.

– На ваш взгляд, какой должна быть литература в сегодняшних реалиях? Важна ли она?

– А как же! Вот едешь мимо горельника на сопках. Был роскошный сосновый бор. Стоят горелые «пальцы в небо», и сорная поросль между ними: карликовые березы, осинки, изредка – ёлочки. Так и с литературой. Раньше был целый «бор» из сказок Пушкина, русских былин, Астафьева с его «Конём с розовой гривой» и «Царь-рыбой», Граубинская «Четырехэтажная тайга», а сейчас – сорная трава и мусор из интернета в головах Саши+Тани и «Папины дочки» с Фиксиками.

То есть нужно говорить о подходе к восприятию литературы вообще, а не о ее качестве и сравнении. Захожу в «ЛитРес», а там кого только нет на полках – и Захар Прилепин, и классики, и фантастика. И все сиротливо стоят. Не только забайкальцы. К слову сказать, книги забайкальских писателей расходятся. Обратись сейчас к той же Котельниковой, Казанцеву и другим – нет книг, все разошлись. Люди их покупают. У меня часто спрашивают их стихи. Одну подаренную Алексеем Казанцевым книжку уже не могу найти – зачитали.

Какой должна быть литература? Понятной и написанной с любовью. Чтобы прочитал книжку и захотел жить. Захотел перечитать и весь вечер жил мыслями героя.

– Кого вы можете назвать любимым автором?

– Мне одновременно посчастливилось и не повезло с любимым автором. Безусловно, это Валентин Распутин и Виктор Астафьев – с раннего детства. А лет в 25 я прочла «Маршруты вдоль светлой реки» Олега Димова. Я даже не знала, что он читинец, думала иркутский писатель. Я просто влюбилась в слог! Легкий, доступный, понятный. Такое ощущение, будто мне лично что-то рассказывает. Берегла книжку, а в итоге у меня ее украли. И вдруг спустя долгие годы попадаю на литературный семинар, который ведёт сам Олег Афанасьевич Димов – тот самый, с «Маршрутов». Мало того, нашла эту книжку 1989 года издания. И новую приобрела – «Дети длинных ветров». Он за нее получил премию имени М. Вишнякова. И был семинар, который он вёл для начинающих прозаиков. Я была просто на седьмом небе, что это ТОТ САМЫЙ Димов... К огромному сожалению, «Дети длинных ветров» была его последней книгой. Следующая – «Из жизни в жизнь» – была издана уже после его смерти. Но обе книги мною читаются и перечитываются. А некоторые любимые мною абзацы детям на классных часах читаю, чтобы показать, что есть настоящее слово, переворачивающее душу и не отпускающее. Вот, например: «Спящий поселок под зелеными парусами мачтовых сосен скользил вдоль реки в белую кипень черемухового тумана, словно уплывал в туманы». Как вот он это родил? Как можно не влюбиться в его книги?

– Есть ли в ваших планах экранизация какого-то произведения?

– Пока не планирую. Вообще, экранизация – процесс достаточно трудоемкий и затратный. Нетрудно догадаться, что проживание в Улётах отнюдь не увеличивает мои возможности. Кроме того, очень трудно добиться общего взгляда на одну и ту же вещь автора сценария и кинорежиссера. Тем не менее я допускаю такую возможность. В данный момент я дорабатываю очередную пьесу для нашего Улётовского театра, действие которой касается событий 1938 года. Сюжеты опять же основаны на рассказах очевидцев, в минувшем году я написала серию очерков об этом. Эта тема меня никак не отпускает, поэтому я планирую и дальше работать в данном направлении. Так вот, художественный руководитель Забайкальского драматического Николай Гадомский, с которым мы уже имеем успешный опыт совместной работы (Н. Гадомский выступил режиссером киноленты «Солнцем поцелованные по мотивам произведения Е. Чубенко. Фильм демонстрировался на VIII Забайкальском кинофестивале – авт.), заинтересовался пьесой. Так что если обстоятельства нам позволят еще раз поработать вместе, экранизация вполне возможна. Время покажет.

– К детям вы ходите?

– Да, я люблю бывать в школах. Вначале меня особо никто не знал, теперь знают, ждут, общаются. Всегда надеюсь, что мой приход поможет зажечь искорки любви к литературе. Еще люблю носить с собой книги Бориса Макарова, я тоже обожаю его стихи и прозу. Стараюсь детей знакомить и с ним. Есть замечательные улётовские педагоги, которые «влюбляют» в литературу, – Т. Н. Фомина. О.С. Бродягина. Их ученики и стихи пишут, и много читают. А главное – глаза у них неравнодушные, когда с ними говоришь. Это радует больше всего.

Кстати, в вопросе популяризации литературы хочу отметить важность встреч с людьми. Вот свежий пример: в июле в рамках Гражданского форума я побывала в Красном Чикое, где подарила несколько своих книг в местную районную библиотеку. До этого моих книг там не было вовсе. В сентябре у меня уже появились свои читатели, и это произошло благодаря оставленным книгам. А после просмотра фильма «Солнцем поцелованные», который мы представили там с режиссером Николаем Гадомским, мои книги стали тут же раскупать (издаюсь на свои средства, поэтому дарить всем не имею возможности). Буквально на днях позвонили, попросили прислать еще несколько штук. То есть наше привычное ворчание вроде «Сейчас не читают забайкальских авторов» – это, в какой-то мере, отголоски нашей лени. Покажите, что вы есть, почитайте свои стихи или прозу, и вы станете известным в той или иной степени. Никто не обязан бегать за твоими книжками, слово надо нести людям. Ну а дальше, как на смотринах, – понравишься или нет.

– Елена Ивановна, а ваши произведения печатают в литературных журналах?

– Сотрудничаю с журналами «Сибирь», «Невский альманах», где иногда печатают мои работы.

– Писательская организация помогает начинающим писателям?

– Да. Раз в год выделяется сумма на одного человека для издания книги. Проводятся семинары, но, на мой взгляд, крайне редко. Желающие писать есть, но с ними надо работать. Много, кстати, дают встречи с писателями. Так, на нынешней «Забайкальской осени» я с интересом послушала писателей Александра Семенова, Анатолия Байбородина и много для себя лично почерпнула. Читать нужно хороших авторов, не замыкаясь на своих творениях. Такие литературные праздники позволяют знакомиться с творчеством вживую, не заочно.

– Есть ли у вас любимое изречение?

– Проснулся – и сразу же приведи в порядок свою планету. От Антуана Сент Экзюпери. Я стараюсь придерживаться принципа, что если каждый будет убирать свое любимое место в лесу или на берегу, то и на всей Земле будет чисто. С этим у меня связана своя личная история. Когда-то я облюбовала замечательный природный уголок – как я его называю «В тополях». Это местечко на берегу Ингоды, где стоят деревянный столик и скамеечки. Выехать туда на отдых со своей семьей, друзьями, коллегами – для меня истинное удовольствие. Я туда иногда по утрам езжу и убираю мусор. Особенно люблю бывать там осенью. Когда тополя в золоте, а речка в тумане прячется. Бывая там с семьей, мы первым делом убираем мусор, оставленный другими отдыхающими. Потому что я люблю это место и по-другому не могу. Чего и всем желаю. По моему мнению, предъявлять претензии по поводу обилия мусора и грязи на наших улицах губернатору или кому бы то ни было – дело простое, но неэффективное и неразумное. Начинать нужно с себя.

Екатерина СКОРОХОД

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.