Идея – Правительства. Деньги – народные. Исполняет – «Олерон+»

На прошлой неделе в Чите состоялось совместное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края» и регионального отделения Общероссийского народного фронта. На повестке – обсуждение подготовки к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края. Сказать, что тема актуальная, значит, не сказать ничего. Специалисты, не первый год занимающиеся жилищно-коммунальным хозяйством, с тревогой ждут наступления 2019-го. Судя по выступлениям участников заседания, опасения их более чем обоснованы.

А воз и ныне там…

В работе заседания принимали участие члены правления АСМО Забайкальского края, представители ОНФ, министр природных ресурсов края Анатолий Романов, председатель Общественной палаты Владимир Лобанов,

Заместитель руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Марина Попова, руководитель ГКУ «Центр экспертиз» Мария Вовк, директор филиала ООО «Олерон+» Гаджи Амаев, главы и специалисты муниципальных образований.

Сразу замечу, это не первое заседание по озвученной теме. Только с каждым разом список участников расширяется, количество поднимаемых проблем увеличивается, а накал страстей возрастает. И хотя о реформе говорят уже не первый год, понятнее она не стала. А началось все с выступления президента РФ Владимира Путина, в котором он сказал: «Россия производит в год 70 миллионов тонн мусора. При этом у нас 1100 полигонов находятся в более-менее нормальном состоянии, а десятки тысяч являются незарегистрированными, это просто свалки. Ситуацию нужно менять. К 2024 году нам нужно построить 200 заводов по утилизации отходов – самых современных предприятий с новейшими технологиями».

Так в 2015 году на федеральном уровне заговорили о проблеме обращения с ТКО, нормативная база была разработана в 2016-м. По замыслу разработчиков, граждане России должны сортировать бытовой мусор на бумажный, стеклянный и пластиковый. Произойти это должно было еще с 1 января 2017 года. Однако несколько раз сроки переносили. С 1 января 2019 года закон вступает в силу. Для этого в городах и поселках должны появиться контейнерные площадки. Оттуда мусор будут вывозить на специально оборудованные участки временного накопления, а далее – на полигоны, где сортировочные комплексы большую часть отходов должны будут отправить на переработку, остальное – на утилизацию и захоронение.

Выполнять эту работу по результатам конкурсного отбора в Забайкальском крае поручено региональному оператору – компании «Олерон+». А контроль над выполнением требований по осуществлению этой работы будет осуществлять региональное Министерство природных ресурсов.

Территория края разбита на семь административно-производственных округов, в каждом территориальная схема предполагает строительство полигона и мусоросортировочного комплекса. Одна из проблем, тормозящих работу, – отсутствие земельных участков для организации временного хранения мусора. Главы муниципальных районов, на территории которых предполагается строительство, отвечают так: «Сложно определить участки в соответствии с санитарными требованиями. Где-то земли не подходят по геологическим, где-то по гидрологическим характеристикам». По законодательству вокруг полигона должна быть санитарно-защитная зона – 500 метров. Вокруг мусоросортировочного комплекса эта зона варьируется в зависимости от мощности. До сих пор не определились с участками для полигона по АПО-2 (г. Чита и Читинский район) и по АПО-3 (Агинский, Могойтуйский районы).

– С 1 января 2019 года мы должны начать осуществлять деятельность по обращению с ТКО. Сегодня ситуация с транспортированием, обработкой и захоронением отходов на территории края не соответствует ни правовым, ни технологическим требованиям. Например, плановым регулярным транспортированием отходов охвачено не более 60 процентов поселений края. Сегодня в крае действует один полигон, предназначенный для захоронения твердых коммунальных отходов, в Краснокаменске. Существующие площадки временного накопления, так называемые свалки, не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, не оформлены в собственность. Задача по сортировке твердых коммунальных отходов, выбору сырья, подходящего для вторичной переработки, более-менее реализуется только в Чите. Компании Регоператора предстоит организовать своевременный и качественный вывоз коммунальных отходов с применением современных технологий и внедрить систему по раздельному сбору отходов, в том числе, отходов 1, 2-го классов опасности. Сбор и транспортирование оператором будет организовано во всех населенных пунктах, даже в самых отдаленных и труднодоступных, – сообщил собравшимся директор филиала ООО «Олерон+» Гаджи Амаев.

Массу замечаний вызывает разработанная еще в 2016 году Территориальная схема обращения с ТКО. «Например, по АПО-2 (Чита и Читинский район), согласно этой схеме, количество образующихся ТКО на душу населения достигает 800 килограммов в год. Мы с этой цифрой не согласны. По расчетам наших экспертов, по городскому населению получается 400 килограммов, по сельскому – 300. Значит, этот показатель не обоснован, а ведь на нем основывается расчет тарифа. Кроме того, сегодня в Территориальной схеме мы видим просто прямые линии. Тогда как от населенного пункта до полигона должно быть обозначено расстояние в километрах? Ведь это тоже влияет на тариф», – проанализировал документ Андрей Харин, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Забайкальском крае.

Председатель совета АСМО Забайкальского края Павел Коваленко обратил внимание участников разговора на существенную недоработку реформы:

– Не ясен вопрос с другими отходами. Вся программа нацелена на работу с ТКО. Но твердые коммунальные отходы в городе составляют 70 процентов, в селе – лишь 10 процентов. По остальным отходам сегодня вообще не понятно, что делать. Коммунальный мусор регоператор заберет, а свалок-то меньше не станет.

Продолжил тему глава Нерчинского района Роман Сенотрусов: «Там, где многоквартирные дома, убрать мусор проще. В селе эту проблему таким законом не решим. Бумага в селе на свалку не идет. У нас собирать надо шлак, золу, чем сейчас никто сейчас не занимается и не собирается заниматься. А замеры мы делаем. Получается 300 килограммов по селу, но сюда входит 90 процентов шлака, семь процентов бутылок, два процента пластика». Шлак в расчет не должен браться, а его считают. А как посчитать отдельно, если его вываливают с консервными банками? Это очень важное замечание. Тем самым глава администрации завышает норматив по поселению, он приближается к городскому, и, как следствие, – сельские жители будут платить наравне с городскими. По действующему законодательству до сих пор не понятно, что входит в понятие ТКО, ясно, что за некоммунальные отходы должна взиматься отдельная плата. Куда их везти главам районов – не ответил никто.

Исполнительный директор АСМО Забайкальского края Валерий Буянов выразил озабоченность по поводу того, что в крае только один регоператор.

В Липецке их, например, три, где-то – четыре. Возникают закономерные вопросы – справится ли «ОЛЕРОН+» с объемом? Ведь если регоператор завалит работу, то придется начинать новый цикл. По словам Анатолия Романова, обусловлено это экономическими расчетами: «Если разделить наш край на несколько операторов, то там, где большие расстояния и нет объема, понятно, к чему это приведет».

Дабы как-то разредить накаляющуюся обстановку, Анатолий Павлович заметил: «Пусть не складывается впечатление, что все ужасно. Планируется к строительству шесть полигонов и реконструкция одного. Нет только двух земельных участков, но работа проводится. По земельному кодексу, если любой хозяйствующий субъект берет участок в аренду, после строительства капитального объекта этот участок переходит в его собственность. Мы не могли такого допустить. Регоператор согласился работать в форме концессионного соглашения, по условиям которого он берет участок на условиях аренды на десять лет. После окончания строительства объект вводится в эксплуатацию, оформляется в собственность Забайкальского края. Муниципальное образование заключает с оператором договор аренды и, соответственно, получает плату за данный земельный участок».

Во всем виноват муниципалитет

С какими же проблемами столкнулись главы поселений при подготовке к новой системе обращения с отходами? Главная из них – отсутствие финансов. За свой счет муниципальные образования должны оборудовать контейнерные площадки. Суммы неподъемные, порой превышающие годовые бюджеты поселений.

– По закону муниципальные районы и городские поселения участвуют в данном проекте, но мне не понятна наша роль. Либо, как и сейчас, согласно Федеральному закону № 89 все ложится на муниципалитет, либо регоператор будет самостоятельно все делать. А если не ясно нам, сами жители вообще понять не могут. Каким образом будут заключаться договоры между регоператором и собственником коммунальных отходов? Мы работаем в поселениях, где коммунальная инфраструктура развита, и при этом имеем огромные неплатежи. С 1 января собственник обязан будет платить. Если не будет платить он, я думаю, регоператор будет обращаться в суд, начнутся судебные тяжбы и возникнет новая проблема, подобная ситуации с капремонтом. Низкий уровень финансовых доходов в селе и отсутствие работы приведет к тому, что долги будут расти. Я опасаюсь волны неприязни этого закона со стороны забайкальцев, – озабочен заместитель председателя правления АСМО ЗК, глава Оловяннинского района Андрей Антошкин.

Его тревогу разделяет член правления АСМО Забайкальского края, глава Хилокского района Юрий Шишмарев: «Возьмем населенный пункт с населением три–четыре тысячи человек, где нет благоустроенного жилья. Мусор там никогда организованно не собирался. По закону там нужно построить контейнерные площадки для сбора отходов. Нужно определиться с местами. Представим улицу протяженностью в два километра. По СанПиНу доступность должна быть не менее 100 метров от жилых домов и 20 метров от социальных объектов. Как на улице выбрать эти места? Сколько площадок должно быть в селе? И где найти деньги на их строительство? Их нужно заасфальтировать, оградить, сделать навесы».

О том, что организовать безболезненный переход на новую систему обращения с ТКО, вряд ли получиться, уверен глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалев:

– Меня в Чите беспокоит частный сектор. Мы 15 лет работаем над этой проблемой, и лишь чуть больше пяти процентов жителей частного сектора заключили договор на вывоз коммунальных отходов. Вы хотите за три месяца осчастливить своими договорами 95 процентов! И думаете, они с 1 января понесут деньги?! В Чите 80 тысяч домов частного сектора, как с ними будут заключаться договоры? С другой стороны, не будет договоров, люди платить не станут. Закон твердо сказал, что население обязано платить, но они обязаны платить за полученную услугу, а вы, думаю, за три месяца эту услугу организовать просто не сможете. Получится, что те несанкционированные свалки, которые сегодня есть, увеличатся кратно. Оператор будет собирать деньги с тех, с кем заключены договоры, а отвечать за все возникающие проблемы будет муниципалитет.

Как справедливо заметили в зале, придет глава к жителям, они скажут: «А мы все в печке сожгли, платить не будем!» Как он сможет их заставить?

Гаджи Амаев признался, что это действительно проблема. А решение ее он видит в том, чтобы органы местного самоуправления принимали непосредственное участие в информировании населения. По словам Гаджи Юнусовича, в крае есть положительные примеры: «В Железнодорожном районе Читы при участии администрации мы привлекаем жителей частного сектора заключать с нами договоры. В большинстве своем люди заинтересованы. А вообще физические лица не обязаны заключать договор, он носит форму публичной оферты, и как только гражданин вносит оплату, он считается принявшим эту оферту и подписавшим договор».

Глава Шилки Сергей Сиволап обратил внимание коллег на еще одно обстоятельство, ответственность за которое с муниципалитетов никто не снимал:

– В июле 2018 года вступили в силу изменения по землям сельхозназначения. За нарушение целостности земельного покрова, его захламление отвечает собственник. То есть некоммунальные отходы будут скапливаться, а отвечать перед Росприроднадзором и Сельхознадзором за эти земли будет муниципалитет.

Глава Борзи Николай Яковлев заранее начал согласование с прокуратурой и готовится к тому, что 1 января 2019 в городе будет объявлена ЧС: «У нас в собственности есть свалка, но ресурс иссяк, и я подписал распоряжение о ее консервации. «Олерону» землю выделили, они обещали прислать кадастрового инженера: но мы его так и не дождались. Прокурор мне объяснил, что я, Николай Николаевич, должен судиться с Правительством края: полномочия -то их. Получается, муниципалитеты должны будут судиться с губернатором! Если я после 1 января буду продолжать вывозить мусор и собирать деньги от населения, меня обвинят в нецелевом использовании бюджетных средств…»

Вечером – деньги, утром – …

– Региональная служба по тарифам и ценообразованию не готова рассчитать тарифы для граждан, которые начнут действовать уже с 1 января 2019 года. Сейчас тарифная заявка в РСТ не подана, но до конца года эту работу проведем, – заметила в одном из интервью руководитель Региональной службы по тарифам Забайкальского края Евгения Батуева.

Заместитель руководителя РСТ Забайкальского края Марина Попова обратила внимание глав муниципалитетов на следующее обстоятельство:

– Мы делим все затраты на весь объем мусора и выводим средний по краю тариф. Это сделано для того, чтобы для отдаленных районов он не стал очень высоким. Разница будет в нормативах для городского и сельского населения. Размер оплаты включает две составляющие: норматив и тариф. Тариф – один для всех, нормативы – разные, в зависимости от ваших замеров. Вы сами формируете тарифы, нормативы основываются на данных, представленных муниципалитетами. Мы получаем замеры и видим: либо замеры делаются в одном поселении и потом данные отправляются за все поселения района, либо в бытовой мусор указываются отходы, например с ФАПов. Звучат обвинения, что до сих пор не известен тариф, но муниципалитеты до сих пор не определились с территориями, где будут размещаться отходы. Значит, мы не можем посчитать транспортную составляющую тарифа.

Анатолий Романов заметил:

– С 1 января мы должны обеспечить поступление оплаты от населения за оказанные услуги. Хотелось бы увидеть встречное движение от глав муниципальных образований в этом вопросе. Боюсь, что переход на новую систему обращения с ТКО подобен созданию Фонда капитального ремонта. Пока мы повторяем те же ошибки с точки зрения работы с муниципальными образованиями, информированностью населения. В ближайшее время мы в разы усилим пропагандистскую работу, чтобы жители региона не вдруг узнали, что с 1 января появился новый платеж. А для сельского населения это, безусловно, будет большой новогодний «подарок», если люди заранее не будут знать.

Очень жестко по этому вопросу высказался Анатолий Михалев:

– А с чем идти к населению? Тарифа мы не знаем, порядок и качество оказания услуг не известны. Если регоператор взял на себя обязанность по осуществлению реформы, он должен прийти в каждое муниципальное образование, изложить свое видение работы, а уже потом администрации станут работать с людьми. Нам пока работать не с чем. Это будет хуже, чем закон о капремонте. Население сегодня и так озлоблено, давайте не будем подливать масла в огонь!

По словам руководителя ГКУ «Центр экспертиз» Марии Вовк, в том, что тариф до сих пор не просчитан, виноваты сами муниципалы: «С 2016 года мы проводим работу по сбору информации по сезонным замерам, однако на сегодня ситуация, можно сказать, плачевная. Данные представляются плохо, и их не достаточно для проведения анализа, расчета и утверждения нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления утверждены, но по данным Территориальной схемы. Практика показывает, что фактические данные, которые мы определяем по замерам, разнятся».

В городе Шахты Ростовской области, например, специалисты оказались расторопнее и тариф посчитали. Оказалось, что он увеличится более чем в два раза: с 54,63 до 128,03 рубля за кубометр мусора с человека. Тариф на вывоз и утилизацию мусора в городе Вичуга Ивановской области вырос до 86, 54 рубля с человека (почти вдвое), при этом установлены льготы для малоимущих и многодетных семей.

Глава поселка Карымское рассказал о том, что в ходе подготовки к переходу на новую систему обращения с ТКО обзвонил такие же по численности населения городские поселения от Екатеринбурга до Приморья: «Только в шести какая-то работа идет, но тариф принят такой, что человека в сельской местности мы им просто убьем. Мы должны серьезно подойти к замерам, чтобы не возникла утопия с частным сектором». Андрей Бабанин, глава поселения Катангарское Петровск-Забайкальского района, рассказал о ситуации в населенном пункте:

– В частном секторе за вывоз мусора у нас платят 95 процентов населения. В 2013 году в селе Баляга был заключен договор с жилищно-коммунальным предприятием, которое осуществляет тепло- и водоснабжение. Вывоз мусора – его второстепенная деятельность. Тариф 35 рублей. Сегодня жителей все устраивает. В поселке стоит 120 контейнеров. ООО «Олерон+» готово работать за такие деньги? Жители обеспокоены будущим тарифом. Если сейчас тариф станет 100 рублей, они просто откажутся платить. А ведь сейчас в поселке нет несанкционированных свалок.

В том, что тариф однозначно вырастет, уверен член регионального штаба ОНФ в Забайкальском крае Анатолий Старостин. Выступая на заседании, Анатолий Владимирович обратил внимание присутствующих на то, что население в большинстве своем о реформе не знает:

– Вывоз мусора, как это подразумевалось до сих пор в платежке, и обращение с ТКО – две большие разницы. Но не все это понимают. Согласно нормам Жилищного кодекса предусмотрен комплекс мер для окончания мусорного вопроса. Разумеется, что в пределах тех же цен и денег это сделать невозможно. Я думаю, этот проект намного тяжелее, чем капитальный ремонт. До конца года осталось три месяца, вопрос с полигонами не решен, площадки не оборудованы, тарифа нет. В январе миллион забайкальцев станет участниками этого процесса, но до сих пор не все из них знают, что грядут изменения. В Интернете звучат различные данные. В 30–50 раз увеличится тариф! Эти сумасшедшие цифры уже будоражат население. Чем быстрее мы начнем объяснять людям, тем это будет лучше.

Более того, по словам экспертов ОНФ, даже сотрудники управляющих компаний в Чите не в курсе грядущих изменений. А ведь мусор переходит к регоператору при погрузке в мусоровоз, до этого он находится в зоне ответственности управляющей организации.

По мнению Анатолия Старостина, заставить людей своевременно платить за мусор по новой схеме трудно, нужно подвигнуть их к этому положительными примерами. «Когда на месте свалки будет построен музей, тогда люди поймут, что платят деньги не зря», – уверен представитель ОНФ.

По мнению представителей Министерства природных ресурсов, люди ждут– не дождутся, когда заработает новая система:

– Регоператор исполняет свои полномочия только с 30 марта, а вы пытаетесь всю ответственность переложить на него. А где на территории края ведется работа? В окрестностях населенных пунктов безграничное море свалок. Недавно мы были в Тунгокоченском районе. Действующая свалка находится в границах земель лесного фонда. Там пасутся коровы. Вы говорите, платежки убьют население?! Их убивает халатное отношение, которое было у муниципалов все эти годы!

Решение заседания – губернатору на стол

Понятно, что после такого острого и эмоционального разговора родилось решение, в котором организаторы заседания отразили самые значимые проблемные вопросы, требующие незамедлительного вмешательства Правительства Забайкальского края. Так, сопредседатель ОНФ Андрей Харин предлагает обратиться в Правительство региона с просьбой предусмотреть в бюджете края средства на строительство в муниципалитетах контейнерных площадок, поскольку сами муниципалитеты не смогут это сделать. Валерий Буянов обратил внимание, что Правительству края необходимо взять под контроль процесс определения тарифов и проработать вопрос введения льгот некоторым категориям населения. Министерству природных ресурсов Забайкальского края рекомендовано принять меры для ускоренной корректировки и утверждения Территориальной схемы обращения с ТКО в Забайкальском крае, разработать и разместить в открытом доступе удобную для восприятия органами местного самоуправления и населением электронную версию документа.

Виктория Сивухина

Яндекс.Метрика

© Разработано в интернет-агентстве Range-Ray 2018 г.